gomel-circus.by  
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ЗРЕЛИЩНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК
ПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
НАШ ЦИРК: ИСТОРИЯ И БУДНИ / 1
 Часть 1 из 5  
П

ронзительная трель звонка перекрывает гул почти уже заполненного зала. Пауза... звонок... пауза... Третий!.. Значит, до начала представления — считанные минуты. Спешат на свои места последние запоздавшие зрители, зал медленно погружается в темноту... И тут же лучи световых пушек выхватывают из этой темноты фигуру дирижера, уже взмахнувшего своей палочкой, но на секунду замершего, — как бы пережидающего прокатившийся по рядам шелест аплодисментов. Это еще не те благодарные оглушительные рукоплескания, которые не раз прозвучат в ближайшие два часа. Это — аплодисменты предвкушения. Предвкушения чуда, предвкушения праздника, — ведь встреча с цирком всегда праздник для зрителя.

Интересно, какой же он по счету в этих стенах? Знаменитые советские сатирики утверждали, что статистика знает все. Да, наверное, можно сделать соответствующие статистические выкладки: количество программ, представлений и даже побывавших на этих представлениях зрителей... Такими подсчетами в Гомельском цирке занимаются, как правило, в канун юбилейных дат. Увы, все цифры отражают лишь краткий конкретный момент и очень быстро устаревают.

Зная точку отсчета, с которой начинается история Гомельского госцирка — определить пройденную им дистанцию может каждый. Эта дата известна и памятна не только коллективу цирка, но и многим гомельчанам, — 2 декабря 1972 года.

Аскольд Запашный

Число программ (хотя бы приблизительно) прикинуть тоже не сложно. В сезон их сменяется пять, реже — шесть. Так что, умножив число сезонов на пять и "накинув для веса" еще несколько, получим весьма близкое к истине число. Высчитать с помощью подобной арифметики количество представлений уже не удастся: слишком в широких пределах колеблется оно в каждой конкретной программе. "Только 10 представлений!", "Только 15 дней!", — порой пришпоривают зрителей цирковые афиши. А бывали и программы, в которых представления за сотню зашкаливали, — например, Игорь Кио за два летних месяца 1973-го года дал 104 (и практически все с аншлагами!).

И уж совсем нереально вот так умозрительно представить число обслуженных зрителей, — счет давно идет на миллионы! Обозначим лишь динамику процесса: за первые десять лет — свыше 4 миллионов, к тридцатилетию цирка — уже около 11,5 миллионов гомельчан и гостей города побывали на его представлениях.

Назвав 1972 год стартовой чертой истории Гомельского цирка, мы, конечно, ничуть не грешим против истины. Но ведь у каждой истории в этом мире есть своя предыстория. Давайте начнем все по порядку и перелистаем летопись цирковой Гомельщины с самых первых ее страниц...

Первые документальные упоминания о цирковых представлениях в Гомеле относятся ко второй половине XIX века, проходили они на базарной площади: "Здесь возводили временные балаганы, где за небольшую плату можно было посмотреть цирковую программу. Вокруг балаганов размещались различные аттракционы, раскладывали свои реквизитные приспособления фокусники, выступали уличные акробаты, жонглеры..."

К середине 90-х годов XIX века, когда численность населения в нашем городе приблизилась к 35 тысячам, частный предприниматель И. Слободов возводит на Конной площади (нынешний Центральный рынок) первый в Гомеле деревянный цирк. И пусть Слободов не сыскал громкой славы Чинизелли, Саламонского или братьев Никитиных, но в гомельскую историю он свое имя вписал этим деянием на века!

В цирке И. Слободова выступали весьма известные в те времена труппы: К. Мимино, Л. Девинье, "Русский колизей" Ф. Дурова, китайско-японская труппа Далай-Ламы, цирк "Декаданс", цирки А. Лапиадо и Н. Лара.

Гастроли собирали полные залы и находили отклики в местной прессе. Вот фрагмент одной из заметок 1909 г.: "Труппа производит весьма благоприятное впечатление, причем весьма крупную величину составляет сам директор цирка Лапиадо — великолепней атлет, легко и свободно демонстрирующий ряд трудных номеров. В труппе имеются три китайца, номера которых нравятся публике. Недурны и музыкальные клоуны труппы".

Понятно, что цирк Слободова не отапливался, зрители сидели на деревянных скамейках, артисты ютились в тесных фанерных выгородках, в которых весьма проблематично было не только отдохнуть, но и просто настроиться на нормальную творческую работу в манеже. Клоунесса Ириска - Ирина Асмус Антрепренеры зачастую платили артистам ничтожно мало, а то и вовсе скрывались ночью из города, прихватив лошадей и выручку, — артисты оставались без всяких средств к существованию и без возможности вывезти свое имущество. Так неоднократно поступал, например, Николай Лар. А во время гастролей его цирка в Гомеле в 1910 году произошел еще более драматический случай: сорвавшийся во время представления гимнаст-турнист А.Гордейчук (на афишах он, по моде того времени, носил иностранную фамилию Киприяни) сломал позвоночник и получил сотрясение мозга. Несчастный даже просил своего друга клоуна Алекса застрелить его. Спустя неделю он скончался на пароходе, на котором Алекс решил доставить его из Гомеля на родину — в Киев.

Возможно, гомельчанам этот печальный эпизод напомнит о трагедии, случившейся уже в нашем современном цирке 76 лет спустя, — о гибели Ирины Асмус, популярной клоунессы Ириски. Другие времена, совсем другая охрана труда, другое отношение к артистам, — но риск, опасность, экстрим остаются неотъемлемой составляющей цирка. Как, впрочем, и тяга к ним есть и всегда будет неотъемлемой частью человеческой природы вообще...

Вплоть до 1917 года цирк приносил своему владельцу немалые доходы, пользуясь у горожан неизменной популярностью. Но в семнадцатом деревянное здание сгорело...

••••••••••••••••••••

Новая экономическая политика (нэп), объявленная в России в двадцатые годы, породила небывалый доселе цирковой бум. Созданное в 1923 г. Центральное управление государственными цирками (ЦУГЦ) вскоре не только объединило все цирки РСФСР, но и развернуло массовое строительство новых зданий.

В 1926 году новый цирк был построен и в губернском центре РСФСР Гомеле (белорусским Гомель стал уже после этого — в декабре 1926-го, сначала окружным, а с 1938 г. — областным центром). Здание цирка на Комсомольской улице (бывшей Замковой, а ныне — пр-т Ленина) было деревянным, неотапливаемым. Зрители в любую погоду сидели в зале в верхней одежде (гардеробы не были предусмотрены), а в антракте выходили не в фойе, а в узкий круговой коридор, красиво и звучно именовавшийся "променуар". При этом зал был весьма вместительным — 2000 мест.

Здание цирка в Гомеле в 1920-е годы

Фасад цирка с непременным балконом-раусом, с которого зазывалась на представление "почтеннейшая публика", был украшен декоративной резьбой и удачно выделялся среди зданий улицы. Сейчас на этом месте находится дом № 12, в котором разместились магазины "Рубин", "Витязь" и др.

Художественным руководителем в новый цирк был назначен опытный организатор циркового дела К.Лебедев. Гастролировали в Гомеле, в основном, российские труппы. Советский цирк быстро и прочно становился на ноги, — и нам, гомельчанам, приятно сознавать, что в этом становлении участвовали и наши земляки.

Воздушный полет под управлением А. Вязова

Одна из первых советских иллюзионисток — Клео Дороти (псевдоним Клавдии Георгиевны Карасик) — гомельчанка. В 1917—1929 годах она работала в иллюзионном аттракционе К.Касфикиса, затем выступала самостоятельно с группой помощников до 1959 года.

В 1924 году стал артистом цирка гомельчанин Павел Марьянков, один из исполнителей рекордных прыжков во всемирно известной группе акробатов "Океанос", руководимой Л. Ольховиковым.

С 1927 года работает в цирке еще один наш земляк — Анатолий Вязов. В тридцатые годы он подготовил оригинальный воздушный полет с резиновыми амортизаторами, позволявшими демонстрировать "падение" пролетающего мимо ловитора артиста до расчетного предела (1,5—2 м от поверхности манежа). Трюк этот повторялся в различных комически обыгрываемых комбинациях.

Среди тех, кто радовал своим мастерством гомельчан на довоенном манеже, — такие выдающиеся артисты, как "народный шут" В.Лазаренко, знаменитый велофигурист Я.Польди, укротитель львов М.Борисов, клоун и наездник П.Есиковский — исполнитель роли Мишки в кинофильме "Красные дьяволята", некогда столь же популярном, как и его позднейший ремейк —"Неуловимые мстители".

К сожалению, в 1932 году цирковое здание было перепрофилировано. Сначала оно стало базой Белорусского третьего государственного театра (БГТ-3), а в 1939 г. в нем открылся русский областной драматический театр.

В 1941 году здание сгорело в числе многих других.

ПРОДОЛЖЕНИЕ »
Виталий Миткевич, 2005-2007

 
 
 
  
НАШ QR-КОД
QR-код - контактная информация  Гомельского госцирка
ДЛЯ ВАШЕГО СМАРТФОНА
          
ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ
2 октября 2006 года
УК ЗКК "Гомельский госцирк" присвоено звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь"
 
ПРЕССА
   

Художественное панно “Маски” встречает посетителей в холле гостиницы цирка
Художественное панно “Маски” встречает посетителей в холле гостиницы цирка...
  
 
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 719907 E-mail: adm@gomel-circus.by