gomel-circus.by  
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ЗРЕЛИЩНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК
ПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
НАШ ЦИРК: ИСТОРИЯ И БУДНИ / 2
 Часть 2 из 5  
В

  послевоенные годы (начиная с 1950-х) в Гомеле работали передвижные цирки-шапито. Журнал "Советский цирк" в 1962 поду писал о гастролях такой передвижки: "В Гомеле на цирковых представлениях побывала большая половина населения. Гомельчане требовательные и внимательные зрители".

Помимо шапито, у нас периодически гастролировали коллективы Московской дирекции "Цирк не сцене" (как правило, во Дворце культуры железнодорожников), зооцирки, передвижной аттракцион "Мотогонки по вертикальной стене", - все они также работали под эгидой "Союзгосцирка" (организация, с 1957 года заменившая ЦУГЦ).

Имелись и "местные ресурсы": созданный еще в 1937 году самодеятельный цирковой коллектив ДК им. В.И.Ленина в 1965-ом получил почетное звание "народный", а в 1961 г. цирковой коллектив был создан и в ДК стеклозавода им. М.В.Ломоносова. И этот самодеятельный цирк стал "народным", добивался лауреатских званий на самых престижных всесоюзных смотрах.

В общем, Гомель еще до открытия в нем стационара имел все основания считаться "цирковым городом", — так обычно артисты называют город, где любят и ценят их искусство, хорошо в нем разбираются. "Халтуру" здесь не приемлют (не помогают и рекламные вопли типа "Цирк лилипутов представляет! Только у нас! Лилипуты-великаны ростом с обыкновенного человека!"), но настоящим профессионалам работать в таком городе легко и приятно.

Не исключено, что и это было принято во внимание, когда Совет Министров СССР в 1964 г. принявший решение о строительстве сорока новых цирков (20 — в РСФСР и столько же — в остальных регионах), определил местом второго (после Минского) стационарного цирка Белоруссии именно Гомель.

Строительство цирка

Конечно же, цирк в Гомеле строился как бы "на вырост": в 1965 г. население его составляло всего 218 тыс. чел. Сравните: в миллионном Минске цирк на 1662 места, а в Гомеле - почти на две сотни мест больше! И надо сказать, Гомель не подвел, — рос как на дрожжах: к 1970 г. население города насчитывало уже более 272 тыс., в 1975-ом — 337 тыс., в 1980-ом — 393 тыс., а по данным последней переписи — около полумиллиона жителей.

Не правда ли, цифры эти убедительно иллюстрируют старую истину: приезд в город одного хорошего клоуна полезней для его жителей, чем караван с лекарствами ...

Вскоре Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений был создан типовой проект (помимо Гомеля, он предназначался еще для пяти городов) современного по архитектурному решению цирка.

Разработчиками проекта были А.Кудрявцев, Ю.Моторин и М.Шульмейстер (г. Москва), а так называемую "привязку" по месту проводили сотрудники Гомельского Филиала проектного института "Белгоспроект" под руководством Ш.И.Хинчина. Строительство было поручено только что образованному стройтресту №14, для которого цирк, возводимый с применением самых прогрессивных по тому времени материалов, стал первым серьезным испытанием профессиональной зрелости его мастеров.

1972 год был знаменателен не только для новорожденного цирка и даже не только для гомельчан, — в декабре отмечалось 50-летие Союза ССР. Естественно, новое здание цирка стало "достойным трудовым подарком юбилею нашей державы"... Ну мог ли кто-то из присутствовавших на торжественном открытии предположить, что "трудовой подарок" окажется значительно долговечнее страны, к юбилею которой был приурочен?!

Церемония открятия Гомельского государственного цирка  2 декабря 1972 г.

Честь первой премьеры на новом манеже была предоставлена белорусскому цирковому коллективу. Глава его, руководитель иллюзионного аттракциона "Волшебная арена" Юрий Авьерино, только что возвратился из гастрольной поездки по Мексике, где ему был вручен почетный диплом "профессора иллюзии".

Фамилии многих артистов той премьерной программы сегодня звучат как цирковая легенда, золотой фонд советского цирка: воздушные гимнасты Папазовы, музыкальные эксцентрики Отливанник, акробаты-прыгуны Замоткины. Дрессировщица собачек Марина Лапиадо — ныне заслуженная артистка России — тогда десятилетней девочкой только-только начинала свой путь в искусстве.

Излишне говорить, что зал на 1856 мест был заполнен до отказа. Но в последующие годы — несмотря на стремительный рост города - для заполнения зала приходилось активно привлекать зрителей не только Гомельской области, но и с Брянщины, и с Черниговщины. Даже после того, как количество мест в зрительном зале для обеспечения оптимальных условий эвакуации зрителей в чрезвычайных ситуациях признали целесообразным сократить до 1571* — это оставалось нелегкой задачей. Особенно после того, как исчерпал себя так называемый "эффект здания", и уж тем более после развала СССР, когда Брянская и Черниговская области стали "ближним зарубежьем".

* После переоборудования зрительного зала в 2006 г. количество мест составляет 1544.

••••••••••••••••••••

ПРОДОЛЖЕНИЕ »
Виталий Миткевич, 2005-2007

 
 
 
  
НАШ QR-КОД
QR-код - контактная информация  Гомельского госцирка
ДЛЯ ВАШЕГО СМАРТФОНА
                 

ЭТО ИНТЕРЕСНО
За период с 1972 по 2007 гг. на представлениях Гомельского государственного цирка побывало около 12,5 миллионов зрителей.

Гомельский цирк появился в числе других сорока новых стационарных цирков, решение о строительстве которых принял Совет Министров СССР в 1964 г. Гомельский цирк — второй после Минского стационарный цирк в Беларуси.

Проект здания цирка для постройки в Гомеле.

Проект здания цирка был предназначен для постройки в шести городах Советского Союза: Краснодар, Николаев, Грозный, Запорожье, Гомель, Ставрополь.
 
Цирк в 1989 г.
Гомельский цирк в 1989 г.
 
  
 
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 337782 E-mail: adm@gomel-circus.by