gomel-circus.by  
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ЗРЕЛИЩНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК
ПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
НАШ ЦИРК: ИСТОРИЯ И БУДНИ / 5
 Часть 5 из 5  
З

рители приходят в цирк "на артистов" и редко задумываются о тех, кто, оставаясь "за кадром" циркового зрелища, помогает артистам вдохнуть жизнь в их номера. Световые эффекты и звук, музыкальное сопровождение и художественное оформление воспринимаются как само собой разумеющиеся элементы происходящего на арене действа. Сейчас мы познакомим вас с людьми, чей труд помогает мастерам цирка донести до Вас свое искусство и чьи имена набираются обычно в самом конце цирковой программки не самым крупным шрифтом.

Оркестр цирка в 1970-е гг.

Одно из основных творческих подразделений цирка — его эстрадный оркестр. И сопровождение цирковой программы, и управление оркестром требуют от музыкантов и дирижера многих специфических навыков, неведомых обычному концертному коллективу. Поэтому на первую премьерную программу для "натаскивания" гомельских оркестрантов был приглашен опытный дирижер Минского цирка Д. Соколов, после чего формированием и становлением оркестра руководил Ю. Василевский, ставший в 1991 году заслуженным артистом республики. В 1995-ом его сменил за дирижерским пультом В.Гринкевич, около пятнадцати лет отыгравший к этому времени в цирковом оркестре на трубе.

Оркестр цирка, 2006 г.

Все остальные музыканты — гораздо более "позднего призыва", хотя и среди них есть достаточно опытные. Соединить их с молодыми, недавно закончившими училище ребятами в единый слаженный ансамбль — сверхзадача дирижера, которую он решает изо дня в день, на каждой репетиции и на каждом представлении.

Световая Старший художник по свету О. Г. Шилович партитура циркового спектакля — предмет забот старшего художника по свету О. Шилович и ее девчат-осветительниц. Ольга Григорьевна и сама начинала осветителем, затем села за пульт в светорегуляторной, возглавив службу светового оборудования, — сложное хозяйство, включающее около двух сотен прожекторов, световые пушки, пульты и т.д. А в перспективных планах светового цеха — компьютеры, лазеры, сканеры, стробоскопы и прочие технические новинки, которыми пока поражают гомельчан лишь некоторые заезжие "супершоу". С 2015 года руководит световым "хозяйством" Елена Гурачевская.

Cлужба звука, которую в разные годы возглавляли А. Эсмантович, А. Троянов, А. Мальцев, получила в январе 2007 г. настоящий новогодний подарок — старое оборудование было заменено на новое, фирмы UBL, с общей звуковой мошностью 15 кВт. Технический прогресс неудержим, он постоянно ставит перед цирком новые проблемы, — они требуют своего решения (и решаются!). Ведь цирк — это живой, постоянно меняющийся и развивающийся организм, который завтра наверняка будет совершенней, чем вчера!

Еще на подходах к зданию цирка зрители встречаются с работами художников-оформителей. Рекламные щиты и транспаранты, украшающие цирк, — дело их рук, так же как и оформление фойе и зала. Более тридцати лет вплоть до 2009 года проработал в Гомельском госцирке художником-постановщиком Виталий Миткевич. Его вторая "полупрофессия", — помимо красок, "работа" со словом: стихи его то и дело звучали и продолжают звучать с манежа в цирковых парадах, а многие артисты увозили с собой из Гомеля его веселые и совсем не обидные эпиграммы. Собственно, этот рассказ принадлежит именно его перу... С 2009 года художником-постановщиком был Геннадий Белов. А с 2015 года художественное оформление цирка — в руках Николая Горелова.

В. С. Миткевич

Самая, пожалуй, специфичная цирковая должность — инспектор манежа. Когда-то он назывался "шпрехшталмейстером". Инспектор отвечает за ход представления, в его функции входит составление программы, объявление номеров, ведение диалогов с клоунами, руководство униформистами, наблюдение за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций. Среди многих "шпрехов", выходивших на гомельскую арену, отметим работавших у нас дольше других М. Разумовского, В. Кременецкого, С. Бакун, А. Грабинскую. Сергей Зорин, ныне служащий в этой беспокойной должности,имеет за плечами и артистический стаж, и школу работы в униформе, что для профессии инспектора манежа не менее полезно.

Контролеры-билетеры - первые, с кем встречается пришедший в цирк зритель

Кстати, поясним, что униформисты — это подразделение цирковых работников, обслуживающих манеж во время представлений и на репетициях. От работы униформы во многом зависят темп, ритм, четкость всего представления.

Художественно-постановочной частью цирка со дня его открытия заведует В.Марков. Помощь артистам в решении их творческих проблем для него — одна из важнейших должностных обязанностей. Обеспечить программу "исходящим реквизитом", разместить в случае необходимости заказы на ремонт или изготовление аппаратуры и реквизита на предприятиях города — все это входит в круг забот "завпоста" (так для краткости называют его должность в цирке).

Обязанности художественного руководителя, направляющего и координирующего работу творческих служб цирка и отвечающего за достойный художественный уровень гастролирующих в нем программ, возложены на его генерального директора, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь Я. М. Лобовича.

••••••••••••••••••••

Завершим мы свое знакомство с Гомельским цирком краткой (и, по возможности, веселой) прогулкой по цирковому закулисью, куда далеко не каждый зритель имеет возможность заглянуть.

Через дверь с непременной строгой надписью "Вход воспрещен!" проникнем в закулисное пространство. Широкий проход с обитым резиной полом ведет к форгангу (так называется занавес, отделяющий манеж от закулисья). Отсюда разгоняются прыгуны и всадники на лихих скакунах, выезжают на манеж мотоциклы и автомобили, здесь выстраиваются клетки с хищниками.

Ярко освещена доска объявлений (по-цирковому — авизовок) с расписанием репетиций и программой представлений на сегодня. В углу, отведенном для курильщиков, болтают две дрессировщицы собачек:

— Знаешь, моя Джильда научилась читать газеты!
— Знаю. Мне мой Шарик вчера рассказал...

Широкие проходы связывают непосредственно примыкающее к манежу пространство с помещениями для животных и конюшней. В конюшне можно разместить более двух десятков лошадей (впрочем, квартируют здесь не только лошади, — бывают и верблюды, и коровы, и ламы, и другие копытные).

Помещения, на которых висят таблички "собачник", "обезьянник", "слоновник" и "хищники", — по обстоятельствам могут стать обителью любых представителей животного мира планеты. Кого здесь только не было за историю цирка! От слонов до ежиков, от змей до свиней, от морских львов до сухопутных, — крупнейшие зоопарки мира и мечтать не могут о таком многообразии фауны!

Давайте заглянем в один из вольеров: перед раскрытой пастью огромного крокодила стоит дрессировщик и озабоченно заглядывает внутрь.

— Что с ним? - спрашивает подошедший инспектор манежа.
— Пока не знаю... Врач не показывается оттуда уже с полчаса!

М-да... В цирке не заскучаешь даже за кулисами!

А вот лестница, ведущая на второй этаж. Говорят, в каком-то цирке (кажется, в Одесском) в коридоре, соединяющем подходы к манежу с гримуборными артистов, на стене была нарисована стрела с надписью "Дорога к славе". Если бы так захотели поюморить в Гомельском цирке, то указатель следовало бы трафаретить именно на этой лестнице. Это по ней сходят (чаще — сбегают), подгоняемые третьим звонком, артисты. Внизу, на арене, их ждут овации, признание, успех и слава. А наверху, куда мы с вами и направляемся, - разминочный зал с грозным транспарантом-предостережением "Без разминки — травма!", уютные гримуборные, костюмерная, медпункт. Теперь вместо врача - как в былые годы - в нем хозяйничает медсестра, — отчего самочувствие артистов явно улучшилось (в полном соответствии с логикой анекдота, в котором врач спрашивает коллегу, кивая на больного: "Ну что, будем лечить? Или пусть живет?"). Ну, шутки шутками, а для охраны здоровья артистов в цирке делается все возможное. Все они проходят обязательный медосмотр перед выходом на манеж, — и не случайно в цирковых программках имеется обязательная сноска: "В случае болезни артиста дирекция оставляет за собой право отмены номера или замены его на другой".

Над разминочным залом на третьем этаже — также артистические гримерки, цирковой конференц-зал. В нем сейчас как раз проходит пресс-конференция — директор цирка и ведущие артисты прибывшей в Гомель программы встречаются с местными журналистами. Не будем мешать, лишь на минуту задержимся у неплотно прикрытой двери: вопрос - ответ... вопрос — ответ...

Гостиница цирка


— У вас в афишах анонсированы саблезубые тигры. А они, случайно, не людоеды?
— Вообще-то, да. Но мы так дорожим каждым нашим зрителем, что цирк пошел на непростое для себя решение, — разориться нa конину...
— А вот вы рекламируете лошадь, которая поет, стоя на спине у слона. Но разве такое возможно?!
— Ну конечно, нет. Строго между нами, не для печати: поет слон, лошадь только синхронно раскрывает рот...

Да-а-а... Дурят нас в цирке... Ох, дурят!

Спустившись по другой лестнице в административное крыло здания, выйдем на улицу и закончим прогулку по цирку метрах в ста от него, — примерно такое расстояние отделяет цирк от семиэтажного здания цирковой гостиницы. Она была введена в строй на два года позже цирка — до этого артисты размещались на частных квартирах. Достаточно вместительная — более восьмидесяти номеров, около полутора сотен мест, комфортабельная (есть номера высшей категории, с кухнями, — по сути, уютные двухкомнатные квартиры), гостиница рассматривается ее сотрудниками не как автономное учреждение, а как один из цехов цирка. А потому все, что происходит в цирке, касается и ее работников.

Воспевать образцовую чистоту и порядок в холлах, номерах и имеющихся на каждом этаже кухнях — нет нужды. Это не особые достоинства, считают здесь, — только так и быть должно. Стоит отметить, что почти все номера за последнее время обеспечены новыми цветными телевизорами, в них регулярно проводится косметический ремонт. В вестибюле жильцы имеют возможность позвонить в любой город по телефону, вызвать такси, ознакомиться с железнодорожным расписанием. Имеются парикмахерская, маникюрный и педикюрный кабинеты.

В общем — не пятизвездочный отель, но вполне достойное пристанище вечных кочевников-артистов. И смущает лишь одно: стараниями персонала этого пристанища номер артиста в гостинице порой бывает лучше его номера на манеже!

Но закончим не каламбуром, а на полном серьезе: устроенный быт стимулирует артистов к плодотворной творческой работе — эта цель и преследуется в первую очередь всем коллективом Гомельского цирка. И если каждое представление становится для зрителей премьерой, запоминается надолго и побуждает возвращаться под цирковые своды вновь и вновь, — нет и не может быть лучшей награды для работающих здесь людей!

Мы в цирк приходим, словно в дом к друзьям,
И в дружбе той черпая вдохновенье,
Артисты цирка щедро дарят нам
Свою любовь на каждом представленьи!

Да, дружбою на дружбу цирк ответит
Всегда:
          десятилетия пройдут, —
И зрители — сегодняшние дети —
Сюда детей и внуков приведут!

Мы в чудеса с годами верим реже,
Но чудо цирка — всех чудес венец!
Всегда нас ждут на гомельском манеже
Улыбок свет и теплота сердец!

Виталий Миткевич, 2005-2007

 
 
 
  
НАШ QR-КОД
QR-код - контактная информация  Гомельского госцирка
ДЛЯ ВАШЕГО СМАРТФОНА
     

 
  
  
 
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 719907 E-mail: adm@gomel-circus.by