gomel-circus.by  
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ЗРЕЛИЩНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК
ПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
О СОВЕТСКОМ ЦИРКЕ
Предисловие к книге А. М. Лободы
«Цирк на белорусской арене»
Ц

ирк в Советском Союзе ведет свое начало с выступлений народных искусников на территории Древней Руси, Закавказья и Средней Азии. Русские скоморохи исполняли комические сцены, дрессировали медведей и других животных, использовали приемы жонглирования и акробатики. В XVII—XIX веках на гастроли в Россию приезжали из Европы цирковые труппы. Некоторые из них добирались даже до Сибири. Находясь в России многие годы, они пополнялись молодыми исполнителями из местного населения.

ИЗ КНИГИ
Лобода А. М.
Цирк на белорусской арене: Фотоальбом. — Минск: "Беларусь". 1989.— 208 с., ил.
Так сформировалось первое поколение русских артистов. 11 декабря 1827 года в Петербурге начал действовать цирк, построенный Жаком Турниером. У владельца не хватило средств для оплаты строительных работ, и цирк перешел в собственность государства. Так впервые возник государственный цирк, как считают, первый не только в России, но и в мире. В Петербурге в 1877 году открыл свой цирк Гаэтано Чинизелли (в этом здании, значительно перестроенном, работает сейчас Ленинградский государственный цирк).

На Воздвиженке в Москве (теперь проспект Калинина) построил Карл Гинне в 1866 году деревянный цирк. Среди выступавших артистов особенный успех имел наездник Альберт Саламонский. По окончании гастролей в Москве он, собрав труппу, отправился в провинцию. 17 мая 1880 года газета “Русский курьер” известила, что Саламонский возвратился в Москву и приступил к строительству каменного цирка на Цветном бульваре. Уже 12 октября новый цирк принял первых зрителей. Попытки открыть в Москве второй цирк несколько раз предпринимали братья Никитины. Уроженцы Саратовской губернии, сыновья крепостного, ставшего шарманщиком, они выступали как уличные артисты, держали балаганы и в 1873 году открыли в Пензе первый русский цирк. С самого начала братья Никитины привлекли в труппу русских артистов, прежде выступавших в балаганах или на площадях под открытым небом. Словом, первые русские цирки в России были основаны в 70—80-х годах прошлого века братьями Дмитрием, Акимом и Петром Никитиными. Для русского цирка характерен прежде всего новый тип клоуна, активно использующего сатирический репертуар. Среди таких клоунов наиболее известны А. Дуров, В. Дуров, Бим-Бом, И. Радунский и М. Станевский, В. Лазаренко. В условиях преследования и запрета прогрессивных изданий острое сатирическое слово, звучавшее с арен, приобретало особое значение. В это время на манежах были популярны чемпионаты французской борьбы, выдвинувшие ряд борцов, которых по праву считают гордостью русского спорта: И. Поддубного, И. Заикина, И. Шемякина и других.

Началом становления советского цирка считается август 1919 года, когда В. И. Ленин подписал декрет “Об объединении театрального дела”. Говорилось в этом документе и о цирке. Советское правительство национализировало цирки и взяло на себя все расходы по подготовке номеров: изготовление реквизита, покупку животных, оплату труда режиссеров, художников, балетмейстеров и т. д. Важным шагом стало создание в 1927 году в Москве Школы циркового искусства, позднее переименованной в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В 1987 году ГУЦЭИ было присвоено имя М. Н. Румянцева (Карандаша), народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. За 60 лет своего существования училище подготовило около трех тысяч артистов цирка и эстрады. Многие выпускники добились значительных творческих успехов. Попасть сюда непросто — каждый год из тысячи желающих принимают лишь пятьдесят человек...

Весь мир знает и любит советский цирк. Наши артисты с успехом гастролируют на всех пяти континентах. Хотя, правда, случается всякое. В одной стране, к примеру, пытались бойкотировать представление. Как потом выяснилось, роль “манифестантов” за мизерную плату исполняли несколько сотен безработных. Попав же на представление, “манифестанты” аплодировали громче всех.

Порой утверждают, что цирк — развлечение для детей. Трудно согласиться с этим. Судите сами, разве способен ребенок оценить бесстрашие и мужество акробата так, как взрослый зритель! Показывая на арене силу и ловкость человека, его огромные возможности, его отвагу, красоту тела и духа, цирковое искусство заставляет зрителей поверить также в свои собственные силы и возможности.

На манеже и под куполом цирка живет вечное стремление к чуду, к тому, чтобы сделать невозможное возможным. Здесь мечта становится явью, фантазия вторгается в повседневную жизнь. И как бы с течением времени ни менялись формы циркового искусства, суть остается прежней — трудолюбием, мастерством, бесстрашием воспевать человека.

Цирку чуть более 200 лет, но основные его элементы сохранились по сей день. Представление проходит на цирковом манеже диаметром 13 метров. В программу обычно входят конные номера, выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров. Обязательно присутствие клоунов (лучший фон для представления — смех). И, конечно же, не обходится без номеров с дрессированными животными. Ежегодно многие миллионы людей становятся зрителями представлений в цирках страны. А это — лучшее свидетельство их любви к удивительному миру манежа.

 
Юрий Дмитриев
Комментарий о Советском цирке
к книге Доминика Жандо «История мирового цирка»
В

 этой книге рассказывается об истории цирка в Европе и Северной Америке. Даются также сведения о цирковых представлениях в Азии и Австралии, по преимуществу о гастролирующих там европейских и американских труппах.

Характеризуются наиболее популярные цирковые жанры и самые выдающиеся мастера арены, прежде всего исполнители виртуозных трюков.

ИЗ КНИГИ
Жандо Доминик
История мирового цирка: Пер. с фр.— М.: Искусство. 1984.— 192 с., ил.

Текст книги: .zip (382 кБ)

Мне бы хотелось в послесловии сосредоточить внимание на состоянии и развитии циркового искусства в дореволюционной России и в СССР. Об этом, правда, в книге говорится, но бегло и потому явно недостаточно.

Начало цирка в нашей стране надо искать в выступлениях народных искусников на территории Древней Руси, Закавказья, Средней Азии и в других регионах. Русские скоморохи исполняли комические сцены, дрессировали медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В Средней Азии и Закавказье были известны канатоходцы, их называли дорвозы, комики — маскарабозы, силачи — пехлеваны, мастера ходить и танцевать на высоких ходулях.

На протяжении XVII — первой половины XIX века в Россию на гастроли из Европы приезжали многие цирковые труппы. Большинство из тех, кто в книге упомянут, в нашей стране бывали. Иные из них добирались даже до Сибири.

Оставаясь в России на годы и десятилетия, цирковые труппы, естественно, были заинтересованы в пополнении молодыми артистами и охотно принимали учеников. Так стало формироваться первое поколение русских цирковых артистов.

11 декабря 1827 года в Петербурге начал функционировать цирк, построенный Жаком Турниером. Но у владельца не хватало средств для оплаты строительных работ, и цирк перешел в государственную казну.

Так впервые возник государственный цирк не только в России, но, кажется, во всем мире. Его официальное положение определяло и его репертуар. В 1828 году пошла пантомима “Взятие Очакова”. Для участия в ней были откомандированы девяносто семь рядовых солдат, четыре унтер-офицера и четыре военных барабанщика. На арене разыгрывались конные и пешие бои, происходил штурм крепости. Турецкие солдаты изображались в шутовском обличье, русские солдаты и особенно офицеры показывались как герои. Кончался спектакль апофеозом в честь монарха, все венчалось блестящим фейерверком.

В 1845 году во главе группы вольтижеров прибыл на гастроли в Петербург Александр Гверра. Он построил на месте теперешнего Театра оперы и балета имени С. М. Кирова деревянный цирк, который открылся 22 ноября того же года.

На следующий год в Петербург приехала цирковая труппа, возглавляемая Жаком Лежаром, в ее состав входил выдающийся режиссер и наездник Поль Кюзан, зять Лежара. Для представлений был выстроен цирк неподалеку от Александрийского театра (теперешнего Академического театра драмы имени А. С. Пушкина). Этот цирк открыл представления 10 октября 1846 года.

Оба цирка имели большой успех, а ожесточенная конкуренция заставляла их приглашать лучших артистов, создавать новые номера, ставить пантомимы. Ажиотаж вокруг цирков поднялся такой, что граф Орлов пожертвовал Гверра двести тысяч рублей, чтобы он выписал из Парижа выдающуюся наездницу высшей школы Каролину Лойо.

В результате оба цирка купила Дирекция императорских театров. Временно представления продолжались в цирке, ранее принадлежавшем Лежару, а на месте цирка Гверра приступили к строительству каменного здания для цирковых и театральных представлений по проекту архитектора А. Г. Кавоса. Открылся казенный цирк 29 января 1849 года. Вскоре при императорском театральном училище стал функционировать цирковой класс. Это было первое специализированное учебное заведение для подготовки цирковых артистов. Но больших сборов новый цирк не делал и в 1854 году он был ликвидирован. Здание окончательно стало театральным.

В Москве 25 декабря 1847 года на Лубянской площади (теперь площадь Дзержинского) построил деревянный цирк Сулье. С декабря 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардейскому полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву; этот цирк находился на Петровке, рядом с Малым театром. Но просуществовал он недолго.

По всей России разъезжали иностранные цирковые труппы, выстраивавшие в разных городах более или менее капитальные здания. И, что существенно, в этих труппах все чаще (иногда под иностранными псевдонимами) выступали русские артисты разных жанров, добивавшиеся весьма значительных успехов.

В Петербурге в 1877 году открыл цирк Гаэтано Чинизелли. В этом здании, в большой мере перестроенном, работает теперь Ленинградский государственный цирк. После смерти Гаэтано Чинизелли, 4 октября 1881 года, оно перешло к его семье. Сын покойного, Сципионе Чинизелли, владел им до 1918 года, когда здание было национализировано.

В Москве в 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке (теперь проспект Калинина) построил Карл Гинне (ныне на этом месте Дом дружбы). Среди выступавших у него артистов особенный успех имел наездник Альберт Саламонский. По окончании гастролей в Москве он, собрав труппу, отправился в провинцию. 17 мая 1880 года газета “Русский курьер” известила, что Саламонский возвратился в Москву и приступил к строительству каменного цирка на Цветном бульваре. Уже 12 октября новый цирк принял первых зрителей. Московский цирк, значительно перестроенный, существует до сих пор.

Попытки открыть в Москве второй цирк несколько раз предпринимали братья Никитины. Уроженцы Саратовской губернии, дети крепостного, ставшего шарманщиком, они выступали как уличные артисты, держали балаганы и в 1873 году открыли в Пензе первый русский цирк. С самого начала братья привлекли в него для выступлений русских артистов, прежде работавших в балаганах, небольших цирках, а то и на площадях под открытым небом. В конце сентября 1911 года Никитины открыли в Москве на Большой Садовой улице, рядом с Триумфальной площадью (теперь площадь Маяковского), капитальный каменный цирк. А. А. Никитин стоял во главе этого цирка до своей смерти (1917 год).

Кроме здесь названных каменные стационарные цирки в XX веке действовали в Риге, Киеве, Харькове, Одессе, Самаре, Ташкенте и других городах. Было воздвигнуто также большое количество деревянных стационарных цирков и цирков передвижных, работавших под шапито.

Постепенно русские артисты начали занимать в них ведущее положение. К тому же ряд иностранных цирковых семей: Феррони, Манион, Труцци, Безано, Матеус, Фабри и другие остались в России навсегда или работали здесь на протяжении нескольких десятилетий и фактически представляли русскую цирковую традицию.

Что характерно для цирка, действующего в России? Прежде всего выдвижение нового типа клоуна, активно использующего сатирический репертуар. Среди таких клоунов наиболее известны А. Дуров, В.Дуров, Бим-Бом (И. Радунский и М. Станевский), В. Лазаренко.

В условиях жестокого преследования, запрещения прогрессивных изданий острое сатирическое слово, звучавшее с арен, приобретало особое значение. При этом Дуровы использовали для различных аллегорий и злободневных шуток зверей. Бим-Бом, исполняя куплеты и частушки, аккомпанировали себе на эксцентрических музыкальных инструментах. Лазаренко был знаменит как акробат-прыгун.

В цирках широко шли пантомимы, среди них надо выделить ставящиеся по мотивам русских сказок, классических произведений русских писателей и те, в которых действовали народные герои русской истории, в первую очередь Степан Разин.

Что же касается других жанров, то здесь прежде всего следует отметить героическое начало, присутствующее в большинстве лучших номеров. Наездник Н. Л. Сычев, номер “Воздушный полет” Руденко, атлет А. В. Моор-Знаменский, исполнители икарийских игр Федосеевские, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, акробат-прыгун И. Е. Сосин, дрессировщик лошадей П. С. Крутиков, музыкальные клоуны братья Костанди, акробаты с подкидными досками Винкины, дрессировщик хищных зверей

Веретин (Гамильтон) и многие другие достигли европейского уровня, встали в число лучших мировых исполнителей.

Особое место заняли на аренах чемпионаты французской (классической) борьбы, выдвинувшие ряд борцов, которых по праву называют гордостью русского спорта: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин и другие.

Одновременно с русским происходило формирование национальных цирков других народностей, населявших Россию. Так, в Узбекистане из числа уличных артистов выдвинулись замечательные мастера: канатоходцы Ташкенбаевы, наездники Зариповы, Ходжаевы и другие. Организуются целые труппы узбекских цирковых артистов.

Большой успех имели грузинские цирковые артисты: клоун и дрессировщик А. Г. Цхомелидзе, эквилибрист и акробат И. Г. Голядзе. Среди латышских артистов выдвинулись: универсальный мастер Трофим Мейер (Мифорт Рейм), клоун Казимир Плучс (Роланд), борец Мартынь Жагар (Дмитрий Мартынов), эквилибрист Роберт Циновкис (Бретини) и другие. Из-за того, что до революции артисты часто скрывали свое происхождение за иностранными псевдонимами, сейчас трудно установить имена многих представителей отечественного цирка.

Вместе с тем нельзя не признать, что перед Великой Октябрьской социалистической революцией цирк в России, как и во всем мире, переживал кризис. Все чаще на аренах выступали артисты, нарочито подчеркивавшие опасность, прибегавшие к грубым приемам, потакавшие дурным вкусам.

Попытаюсь определить, в чем же заключается своеобразие советского цирка.

Доминик Жандо пишет о советской цирковой школе в широком смысле, и здесь он совершенно прав. Именно благодаря открытому в 1926 году цирковому училищу наш цирк сейчас располагает рядом первоклассных мастеров и к тому же высокообразованных артистов. Добавим только, что теперь наряду со старейшей школой — Государственным училищем циркового и эстрадного искусства в Москве — действуют учебные заведения в Киеве, Тбилиси и Ташкенте. Конечно, это не отменяет передачи опыта от отца к сыну, от старших к младшим. Приходят на профессиональную цирковую арену молодые люди из спорта и из художественной самодеятельности. Так бывало в прошлом и, наверное, будет всегда. Действует при Московском цирке на Цветном бульваре Студия клоунады.

По примеру Советского Союза цирковые школы созданы в ряде стран социалистического содружества: ГДР, Венгрии, Болгарии, Монголии, на Кубе. И везде это способствовало значительному подъему уровня цирковых спектаклей.

В СССР действуют шестьдесят шесть стационарных цирка. При большинстве из них есть гостиницы, что в условиях постоянных переездов артистов имеет огромное значение. Работают пятнадцать передвижных цирков и пять групп “Цирк на сцене”, объединяющих большое число цирковых бригад, выступающих в самых отдаленных районах страны.

Стационарных цирков в нашей стране больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.

Наличие стационарных предприятий заставляет по-иному строить работу. Передвижной цирк находится в городе, как правило, от одного дня до недели. Естественно, в нем трудно наладить репетиционную работу, особенно связанную с выпуском новых номеров. Стационарный цирк дает представление в городе от шести до десяти месяцев в году, и за это время он должен, если не хочет потерять зрителей, несколько раз сменить программу, предложить самые разнообразные номера.

В стационаре часто готовятся новые номера, а иногда и сюжетные спектакли, творческая работа ведется в нем с гораздо большей активностью. Большинство стационаров располагает квалифицированными режиссерами, имеет возможность привлекать для работы художников, композиторов, инженеров и других творческих работников.

В Москве сегодня действует Студия по подготовке и переподготовке новых номеров и аттракционов; здесь есть манеж, производственные мастерские и, конечно, немало творческих работников самых разных специальностей. Такая же Студия (филиал московской) действует в Харькове.

В Советском цирке все больше утверждается подлинно художественное решение и целых программ и отдельных номеров. Создание красочных прологов и эпилогов, режиссерская организация представлений, специально подобранная для них музыка, участие в подготовке представлений художников, разрабатывающих цветовую гамму ковров, занавесей, костюмов,— все это делает цирковое действие подлинным произведением искусства. То же касается и отдельных номеров, их все чаще ставят режиссеры, используя помощь художников и композиторов. Номера готовятся по определенному сценарию, в котором есть композиция, явно выраженная образная сущность. В лучших номерах трюки все чаще становятся средством раскрытия определенного, обычно общественного содержания.

Все это, естественно, повышает значение цирковой режиссуры и послужило основанием для организации при режиссерском факультете Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского специального отделения режиссеров цирка.

Скажем еще, что все более активно утверждается новая наука о цирке — цирковедение. Появились учебные пособия по акробатике, гимнастике, эквилибристике, жонглированию, конному делу. 3. Б. Гуревич написал книгу, охватывающую все цирковые жанры. Вышла книга А. П. Фальковского “Художник в цирке”. Во многих исследованиях говорится о музыке, сопровождающей представления. Особое внимание уделяется клоунаде. Немало уже есть книг, в которых обобщен опыт цирковых комиков. Но монографии созданы не только о клоунах, а и о представителях других цирковых специальностей, украшавших манеж. Им же посвящены десятки и сотни статей, прежде всего опубликованных на страницах журнала “Советская эстрада и цирк”.

И, наконец, нельзя не сказать об исследованиях, посвященных истории цирка, как отечественного, так и мирового. Особое место среди них занимает книга Е. М. Кузнецова “Цирк”, бесспорно наиболее интересное во всей мировой литературе исследование о происхождении и развитии европейского цирка. Книга вышла в 1931 году, но, устарев в каких-то деталях, она сохраняет свое значение в главном.

Увеличение числа выпускаемых книг повлекло за собой создание в издательстве “Искусство” специальной редакции, выпускающей литературу по эстраде и цирку. Вся предыдущая мировая издательская практика ничего подобного не знала.

Все то, о чем здесь говорится, способствовало мощному подъему циркового искусства.

Сегодня выступления коллективов советского цирка и отдельных исполнителей у нас и за рубежом имеют большой успех. Международные научные конференции высоко оценивают деятельность советского цирка, как и цирка других социалистических стран. Участвуя на конкурсах в Варшаве, Москве, Софии, Милане, Монте-Карло, Лондоне, Гаване, соревнуясь со своими коллегами из разных стран, наши артисты по праву занимают первые места.

 
 
 
  
НАШ QR-КОД
QR-код - контактная информация  Гомельского госцирка
ДЛЯ ВАШЕГО СМАРТФОНА
     

РЕКОМЕНДУЕМ
Жандо Доминик
История мирового цирка: Пер. с фр.— М.: Искусство. 1984.— 192 с., ил.

Книга посвящена истории мирового цирка, начиная с древнейших истоков и кончая состоянием циркового искусства в Европе и Америке 70-х годов. Автор рассказывает о создателе цирка Ф. Астлее и его последователях — европейских и американских цирковых артистах и антрепренерах XIX и XX веков. Издание богато иллюстрировано.

ББК 85.35
792.6

Текст книги: .zip (382 кБ)

  

Маски. Художественное панно в холле гостинице цирка

  
 
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 719907 E-mail: adm@gomel-circus.by