01
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК: Материалы из архива
[   ПРЕДЫДУЩАЯ  ] [  СЛЕДУЮЩАЯ   ]

НАШ ЦИРК

Слово "цирк" происходит от латинского circus - круг. В цирке производственная площадка - место, где проходят репетиции и представления - это круглая арена диаметром от 11 до 13 метров. Размеры манежа установлены многолетней практикой и являются наиболее удобными для показа номеров различных жанров циркового искусства.

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных состязаний. Искусство цирка известно с древнейших времен и связано с трудовыми процессами, бытом, религиозными культами. Так, в странах древнего Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его на большой высоте между столбами и ходили, бегали, прыгали на нем. В древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал на плече или за поясом. Сборщики фруктов удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от дерева к дереву. В древнем мире большое значение при воспитании воинов придавалось акробатическим упражнениям. Таких примеров можно привести множество.

Выступления профессиональных цирковых артистов известны в Древнем Риме, Греции, Египте, Византии. В древнем Риме существовали эллипсообразные ипподромы (цирки), где происходили бега на колесницах, а в перерывах между звездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики животных. На древних фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 г.) изображен амфитеатр, где идет представление с участием музыкантов, кулачных бойцов, эквилибристов с шестами, здесь же происходят соревнования конников и травля диких зверей.

В 1619 году в Москве выступал рязанец Григорий Иванов с прирученным львом - это был фактически первый профессиональный русский укротитель хищников. Через несколько лет (1625-26 гг.) царю и его приближенным была показана "слоновая потеха".

В истории цирка есть имена и даты, которые определили дальнейшее развитие этого яркого и жизнеутверждающего искусства.

В 1780 году капрал в отставке Астлей построил в Лондоне амфитеатр и начал давать в нем представления - это был первый в мире стационарный цирк. В 1827 году Турниер, ученик Астлея, построил в Петербурге первый в России стационарный цирк, в котором выступали многие известные артисты того времени. В 1859 г. француз Леотар впервые показал воздушный полет. Примерно в то же время родился образ рыжего клоуна. Случилось это, в общем-то, неожиданно. Наездник Том Беллинг, очень склонный к спиртному, однажды выполнял обязанности униформиста. Делал он это с такой бестолковой старательностью, что вызывал дружный хохот публики. Нечаянную находку закрепили другие артисты и родился рыжий клоун, без которого немыслимо сейчас цирковое представление. В прошлом веке впервые были показаны иккарийские игры. В I половине 19 века получили широкое распространение выступления дрессированных зверей, акробатов-прыгунов, клоунов-дрессировщиков.

Русский цирк имел во всех этих жанрах выдающихся исполнителей. Достаточно вспомнить такие имена, как Дуровы, Сосины, Молодцов, Бим-Бом.

Но впервые цирк был признан подлинным искусством, призванным воспитывать массы, лишь после Октябрьской революции. Советский цирк завоевал огромную популярность во всем мире благодаря творчеству выдающихся мастеров арены Кантемирова, Олега Попова, Кио и его сыновей, Карандаша, Туганова, Никулина, Конева, Эдера, Бугримовой, Дуровых, Довейко, Назаровой и многих других.

Некоторых из этих артистов вы могли видеть на манеже Гомельского государственного цирка - одного из самых молодых в нашей стране. Его торжественное открытие состоялось 1 декабря 1972 года и первыми зрителями были те, кто строил это уникальное здание.

Почетное право первыми выступать в новом цирке подучили артисты белорусского циркового коллектива. Он был создан в 1959 году известным мастером манежа Евгением Милаевым, ныне народным артистом СССР. Премьера программы была показана при открытии Минского цирка. В 1961 году коллектив возглавил заслуженный артист БССР Анатолий Шаг, по его сценарию была поставлена новая программа "Бывайце здаровы!", в которой широко использовалось белорусское народное творчество. Коллектив с большим успехом гастролировал во многих городах нашей страны и за рубежом - в Польше, Румынии, Мексике. Теперь художественным руководителем коллектива является ученик А.Шага Юрий Авьерино, который демонстрирует большой иллюзионный аттракцион.

Гастроли белорусских артистов в Гомеле были, как всегда, успешными. Зто и неудивительно - в коллективе много известных мастеров - воздушные гимнасты Папазовы и Людмила Провоторова - участница индийского кинофильма "Мое имя - клоун", иллюзионист Ю.Авьерино, музыкальные эксцентрики Отливанник, эквилибрист Анатолий Подгорный, акробаты-прыгуны Замоткины и многие доугие.

Надо сказать, что у Гомеля большая и интересная цирковая история. Еще до революции в городе был построен цирк - небольшой, деревянный, с брезентовым куполом. В 1912 году журнал "Зритель" сообщал о трагическом случае, который произошел здесь - во время выступления, на глазах у зрителей, разбился воздушный гимнаст Наливайко. Это был, к сожалению, далеко не единственный подобный случай, который произошел в щрках дореволюционной России. "Все это - говорилось в журнале, - является следствием того, что большинство русских периферийных цирков давно обветшали, пришли в негодность, требуют капитального ремонта, в них отсутствуют элементарные удобства, а хозяева думают только о прибыли, но никак не о безопасности работы артистов".

После революции цирк в Гомеле был реконструирован, расширен и он работал до начала Отечественной войны. В то время город дал советскому цирковому искусству много выдающихся исполнителей. Первой в советском цирке женщиной, создавшей большой иллюзионный аттракцион, стала гомельчанка Клео Доротти (Клавдия Карасик). В 1924 году стали артистами цирка Павел Марьянков и Анатолий Вязов. П.Марьянков вскоре стал известным акробатом, одним из лучших исполнителей в знаменитом номере акробатов-прыгунов Океанов, участвовал в Отечественной войне, потом руководил номером "Русская тройка". В 1962 году вместе с Белорусским коллективом он гастролировал в Гомеле как руководитель и исполнитель номера "Гимнасты на вертикальных канатах".

А.Вязов первым в советском цирке предложил, разработал и осуществил воздушный полет без сетки. Известный летчик-испытатель В.Коккинаки писал: "Работа Вязова под куполом напоминает мне мой пилотаж, разница только в высоте". А.Вязову присовено звание заслуженного артиста БССР, за работу в цирке он награжден орденами и медалями. Он тоже выступал в Гомеле в 1962 году в цирке-шапито. Несколько лет назад А.Вязов ушел на пенсию, но номер продолжает жить - теперь им руководит сын Анатолия Михайловича - тоже Анатолий.

В настоящее время в различных цирковых коллективах тоже работает много гомельчан. Один из них выступал недавно в родном городе - это популярный клоун Леонид Волчок. По праву одним из лучших акробатов-прыгунов в советском цирке является Виктор Родзянко, гомельчанин, воспитанник заслуженного тренера БССР Александра Гинзбурга.

Кажется, совсем недавно состоялось торжественное открытие Гомельского цирка, а на его арене уже выступило много известных и популярных артистов - клоуны Карандаш и Константин Берман, народный артист РСФСР укротитель Иван Зубан, заслуженная артистка РСФСР Эльвина Подчерникова, заслуженный артист РСФСР Григорий Новак, иллюзионист Игорь Кио, заслуженный артист Арм.ССР Борис Газарян и многие другие.

И все они с похвалой отзывались о новом цирке, восхищались удобствами, которые созданы здесь для артистов и для зрителей, прекрасными условиями для репетиций и выступлений.

Гомельский государственный цирк - сложное современное сооружение, оснащенное всеми новейшими техническими достижениями. В день он потребляет электроэнергии больше, чем весь дореволюционный Гомель. Это уникальное здание украсило центральную улицу города, проектировщики даень удачно "вписали" его в архитектурный ансамбль. Красива, особенно вечером, площадь перед цирком с яркими цветочными клумбами и фонтаном. Здание построено по типовому проекту, разработанному Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений для Краснодара. Оно решено в виде одноэтажного стилобата, над которым возвышается амфитеатр арены и двухэтажный корпус артистических грим-уборных.

Это самое крупное зрелищное сооружение города. Цирк вмещает 1860 зрителей, однако при входе и выходе вы никогда не увидите толчеи - здание снабжено несколькими удобными широкими дверями.

Огромное фойе даля зрителей на первом этаже полукругом охватывает зрительный зал. Современный строгий интерьер, из огромных во всю стену окон видна панорама улицы Советской и пл. Восстания. Окна эти при надобности можно расписывать, и тогда они становятся оригинальными рекламными щитами. В фойе расположены буфеты, гардеробы, санузлы, курительные комнаты, отсюда есть выходы в кассовый зал и закулисную часть.

Конструкция цирка позволяет демонстрировать любые программы, в том числе такие сложные, как "Цирк на воде", "Цирк на льду", воздушные номера, иллюзионные аттракционы. В распоряжении артистов - разминочный зал, очень удобные комнаты, столовая, медпункт. Много помещений отведено в цирке для животных - есть просторная конюшня, слоновник, кухня дая приготовления корма. Все помещения оборудованы первоклассной вентиляцией, хорошо отапливаются и освещаются. В цирке в любую пору года поддерживается определенный микроклимат, который обеспечивается мощной установокой для кондиционирования воздуха, вентиляционной системой и холодильными агрегатами.

Места дая зрителей разделены на четыре сектора, установлены удобные и красивые кресла. Зрительный зал, так же, как и весь цирк, радиофицирован, здесь прекрасная акустика, которая обеспечивает слышимость на каждом месте. Специальннй пульт, установленный на верхней галерее, обеспечивает управление всей сложной световой техникой во время представлений и репетиций.

Для гомельских строителей сооружение цирка явилось очень ответственным экзаменом - таких уникальных зданий им до этого возводить не приходилось. Особенно сложным был монтаж купола. Строители со своей задачей справились блестяще. Купол цирка служит не только фоном и экраном дая воздушных номеров. Здесь все предусмотрено для подвески сложной аппаратуры, для безопасной работы артистов.

Над центральным входом в зрительный зал расположен оркестр, напротив него форганг - артистический выход, над которым смонтирована механическая выдвижная лестница, при надобности она может быть использована дая парадов-прологов, выходе артистов, демонстрации номеров. Здесь же - сцена. Вверху зрительный зал опоясан технической галлереей, где смонтированы устройства связи, кинопроекционная, вентиляционные камеры ж другие технические устройства, обеспечивающие нормальную работу цирка.

Оборудование здания позволяет показывать не только цирковые представления - здесь проходят эстрадные концерты, могут производиться различные спортивные соревнования, демонстрироваться кинофильмы.

Рядом с цирком заканчивается строительство семиэтежной гостиницы, здесь будут номера и для семейных артистов с кухнями, ванными комнатами и другими удобствами.

Новый цирк в Гомеле - еще одно яркое свидетельство того, какое внимание уделяется у нас в стране развитию циркового искусства, издавна любимого народом. Великий советский режиссер Константин Сергеевич Станиславский сказал: "Цирк- это самое прекрасное место в мире!". В точности этих слов легко убедиться, побывав в Гомельском цирке.

1973 г.

  ПРЕДЫДУЩАЯ    BBEPX    СЛЕДУЮЩАЯ  
gomel-circus.byПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 337782 E-mail: adm@gomel-circus.by