02
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК: Материалы из архива
[   ПРЕДЫДУЩАЯ  ] [  СЛЕДУЮЩАЯ   ]

Раздел XI. Послевоенное возрождение.

§ 9. Духовное развитие.

В.5. Культурная жизнь города.

Цирк: становление, развитие, проблемы; деятели циркового искусства; эволюция циркового искусства и зрителя.

Цирк - обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразителъности (А. Я. Шнеер, Р. Е. Славинский. Цирк. М., 1979, с.358).

Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка - артист, который преодолевает непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых упражнений - трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков, перемежаемая другими актерскими действиями, составляет номер - отдельное законченное произведение циркового искусства. Сочетание нескольких разножанровых номеров составляет представление.

Искусство цирка отличается необычностью, алогизмом, эксцентрикой.

Это - особый вид искусства, одним из основных выразительных средств которого является трюк. Цирковой трюк всегда лежит вне круга обычных представлении (человек ходит на руках, стоит на галопирующей лошади, играет в мяч с морскими жизвотными, подбрасывает и ловит большое количество предметов), но он всегда подчиняется определенным эстетическим нормам (Ю.А.Дмитриев. Цирковое искусство. М., 1979, с.9).

Слово "цирк" происходит от латинского "circus", что буквально означает "круг". Связано это с производственной площадкой в цирке, где проходят представления. Площадка представляет собой круг диаметром от 11 до 13 метров и называется "арена" (лат. arena, букв. - песок) или "манеж", (франц. manege). Круглая форма и стандартный размер манежа, установленные впервые в 1807 г. в парижском цирке Л. и Э. Франкони (Е. М. Кузнецов. Цирк. Изд. 2-е, М.,1971, с.44.), окончательно утвердились в мировом цирке в 1-ой половине 19 века. Они были обусловлены требованиями конно-акробатических номеров и номеров конной дрессировки: в этих условиях наезднику, стоящему на крупе лошади, легче удерживать равновесие и выполнять трюки, а дрессировщику - управлять с помощью шамбарьера (от франц. chambriere - манежный бич) - длинного хлыста па гибкой рукоятке - лошадьми, находящимися у барьера манежа. Установленный размер циркового манежа позволяет давать представления в любом цирке, не прибегая в переустройствам. К размерам манежа приспособлена цирковая аппаратура (Е. М. Кузнецов. Цирк. Изд. 2-е, М.,1971, с.14.).

Поверхность манежа состоит из выравненной смеси песка, сухой глины и древесных опилок. С конца 50-х г.г. 20 в. манеж цирков стали покрывать толстым слоем (до 45 мм) пористой резины, а верхний слой (до 20 мм) - каучуковым покрытием (А. Я. Шнеер, Р. Е. Славинский. Цирк. М., 1979. с.212).

Искусство цирка известно с древнейших времен и связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами. Так, в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его на большой высоте между столбами, ходили, бегали и даже прыгали на нем.

В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестность, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от дерева а дереву. При воспитании воинов в древнем мире большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развивались акробатические прыжки (Ю. А. Дмитриев. Цирковое искусство. М. 1979, с.9).

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны в древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и др. странах (Ю. А. Дмитриев. Цирковое искусство. М. 1979, с.10). В Древнем Риме существовали эллипсообразные ипподромы (цирки), где проводились бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики животных и др. В Древней Армении в амфитеатрах Тигранакерта и Арташата устраивались цирковые представления. Такие же представления были известны в начале нашей эры в Грузии.

На фресках Собора святой Софии в Киеве (1037 г.) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом; здесь же проходят соревнования лошадей и травля диких зверей (Ю. А. Дмитриев. Цирк в России. М. 1977, с.10).

По свидетельству византийского историка Никифора Грегори (1295 - 1360 гг.) Константинополь посещали конные искусники из Египта, выступавшие также в Халдейе, Аравии, Персии, Ассирии, Армении и Колхиде (Н. Грегори. Римская история (1204-1341), т. 1, СПб., 1862, с. 344).

Особую роль в развитии цирка сыграли народ-ные бродячие артисты: во Франции жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорвозы и масхарабозы (Ю. А. Дмитриев. Цирковое искусство. М. 1979, с.10). В 1619 г. в Москве выступал рязанец Григорий Иванов с прирученным львом - это был фактически первый профессиональный русский укротитетль хищников. В 1625 г. и в 1626 г. царю и его приближенным показывали "слоновую потеху" (Ю. А. Дмитриев. Цирк в России. М. 1977, с.22).

В истории цирка есть имена и даты, которые определили дальнейшее развитие этого яркого и жизнеутверждающего искусства.

В 1772 г. кавалерийский капрал в отставке Филипп Астлей открыл в Лондоне "Школу верховой езды" (Е. М. Кузнецов. Цирк. Изд. 2-е, М.,1971, с.26.). В 1782 г. он построил амфитеатр и начал давать в нем представления (Е. М. Кузнецов. Цирк. Изд. 2-е, М.,1971, с.33). Они включали выступления наездников, дрессировщиков, акробатов и клоунов, пантомимы на историко-батальные сюжеты. Амфитеатр Ф. Астлея по праву считают первым в мире стационарным цирком. В декабре 1824 г. в Петербург приехала труппа Жака Турниера - ученика Ф. Астлея (Е. М. Кузнецов. Цирк. Изд. 2-е, М.,1971, с.48.) В 1827 г. Ж. Турниер получил разрешение на постройку в Петербурге циркового здания. В результате первый стационарный цирк в России был открыт 11 декабря 1827 г. (С. С. Данилов. К столетию Лениградского цирка (1827-1927), Л., 1928, с.13-14). В нем выступали многие известные артисты того времени.

В конце 19 - начале 20 в.в. русский цирк имел почти во всех жанрах циркового искусства выдающихся исполнителей. Среди них гимнасты-полетчики Ж.Руденко, Ковригины, акробаты-прыгуны Сосины, наездники П.Федосеевский, В.Соболевсвкий, жонглеры Пащенко, дрессировщики лошадей П.Крутиков, Е.Панкратов, клоуны-дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, клоун-прыгун Виталий Лазаренко, музыкальный дуэт клоунов Бим-Бом (И. Радунский - Ф. Кортези, с 1898 г. - И. Радунский и М. Станевский), .канатоходец Ф.Мо-лодцов, велофигуристы Б.Краев - Червинский, Я.Польди (наст.фам. И.К.Подрезов), братья Баранские, Ефимовы, укротители И. Филатов, Веретин, Жеребилов (Ю. А. Дмитриев. Цирковое искусство. М. 1977, с.10). Среди выступавших в цирке борцов были выдающиеся мастера, успешно соперничавшие с сильнейшими атлетами мира - И.Поддубный, И.Заикин, И.Шемякин, П.Крылов и другие (Ю. А. Дмитриев. Цирк в России. М. 1971, с.359-362).

После революции эти традиции были успешно продолжены. Наш цирк завоевал огромную популярность во всем мире благодаря творчеству выдающихся мастеров арены джигитов-наездников Кантемировых, иллюзионистов Эмиля Теодоровича Кио и его сыновей Игоря и Эмиля Кио, клоунов Карандаша (М.Н. Румянцева), Юрия Никулина, Олега Попова, джигитов Тугановых, дрессирощиков Бориса Эдера, Маргариты Назаровой, Ирины Бугримовой, Дуровых, Мстислава и Вальтера Запашных, канатоходцев Волжанских, эквилибристов на першах под руководством Леонида Костюка, Леонида Сарач, акробатов-прыгунов Довейко, жонглера Сергея Игнатова, гимнастов на ремнях братьев Пантелеенко и многих других.

Некоторые из них в разное время выступали в г. Гомеле.

Необходимо отметить, что у нашего города давние и славные цирковые традиции, большая и интересная цирковая биография. Гомель является родиной известных мастеров циркового искусства - заслуженного артиста БССР Анатолия Вязова, первой женщины-иллюзионистки Клео Доротти (наст. фам. Клавдия Карасик), выдающегося акробата Павла Марьянкова, одного из лучших в отечественном цирке акробата-прыгуна Виктора Родзянко (воспитанника заслуженного тренера БССР А. Гинзбурга), клоуна Леонида Волчок, артистки Раисы Антохиной и многих других.

Первый цирк в Гомеле был построен в 90-е годы 19 в. частным предпринимателем И. Слободовым на месте центрального ранка (бывш. Конная плщадь). В этом небольшом деревянном здании с брезентовым куполом выступали труппа К.Мумино (1896 г.), цирк А. Девинье (1901 г.), труппа китайско-японская Далай-Ламы (1910 г.), цирк А.В. Лапиадо (1909 г. и 1912 г.), "Русский колизей" Ф. Дурова (1909 г.), "Декадаенс" (из Двинска, 1913 г.). Зал цирка использовался также для спектаклей и концертов. Это здание просуществовало до 1917 г.

В 1926 г. в городе на ул. Комсомольской (ныне пр. Ленина) был построен новый цирк, в котором выступала цирковые труппы из России. В 1932 г. здание цирка было передано Белорусскому третьему Государственному театру (БГТ-3). В 1939 г. в нем открылся русский областной драматический театр (Гомель. Энциклопедический справочник. Мн., 1991., с.493.).

Вплоть до начала Великой Отечественной войны здесь попеременно проходили выступления известных мастеров цирка и показывались театральные спектакли. В 1941г. это здание сгорело.

В 1950-60 годы в Гомеле в летнее время работали передвижные цирки-шапито (франц. chapiteau, букв. - капитель, колпак) - сооружение разборного типа, представляющее собой конструкцию из высоких центральных матч (ферм) и боковых стоек, на которые с помощью различных креплений натягивается брезентовый шатер куполообразной формы. Внутри имеется манеж и места для зрителей; позади артистического выхода находятся закулисные помещения.

Одновременно с выступлениями профессиональных артистов еще до Великой Отечественной войны в городе зародилось и успешно развивалось самодеятельное цирковое искусство. В 1937 г. во Дворце культуры железнодорожников им. В. И. Ленина из акробатической группы В. Володиным был создан цирковой коллектив.

В 1951 году руководителем коллектива стал один из основоположников белорусской акробатики мастер спорта СССР заслуженный тренер БССР А. З. Гинзбург (29.05.1923 г. - 8.03.1988г.). Под руководством этого большого энтузиаста самодеятельного циркового искусства коллективу в 1965 году было присвоено почетное звание "народный".

С 1976 г. по 1990 г. руководителем этого циркового коллектива являлся М.М.Брук - ученик и воспитанник А. З. Гинзбурга. В программе выступлений коллектива были номера акробатов-прыгунов, эквилибристов на вольностоящих лестницах, жонглеров, танц-группы, клоунской группы и т.д. Были подготовлены и показаны тематические программы "Молодость рапортует", "Сильные, ловкие, смелые" и др. Этот самодеятельный коллектив всегда отличался высоким творческо-профессиональным уровнем. Он стал дипломантом 1-ого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-1977 г.г.), лауреатом II-го Всесоюзного фестиваля народного творчества (1986-87гг.), посвященного 70-ти летию Великого Октября.

Коллектив очень много выступал в республике, а отдельные его номера показывали свое мастерство и за рубежом.

В 1961 году во Дворце культуры стеклозавода им. М.В.Ломоносова из небольшого кружка оригинального жанра В. А. Абель (2.04.1941-9.11.1985) создал цирковой коллектив, позднее превратив его в настоящую студию самодеятельного циркового искусства с коллективом занимающихся до 150 человек. Двадцать четыре года В. А. Абель руководил этим коллективом, став в 1982 г. также, как и коллектив, лауреатом Премии Ленинского комсомола Белоруссии. Этот прекрасный человек, большой любитель и знаток циркового искусства, отличался необычайной щедростью души и громадной любовью к детям - своим воспитанникам.

С 1985 г. после трагической гибели В. А. Абеля руководителем коллектива становится его дочь - Т. В. Абель.

В многочисленных выступлениях коллектива в различных городах бывшего Союза, на стройках, перед моряками Балтийского флота, на Севере, а также в Болгарии, Австрии и т.д. принимали участие представители различных жанров циркового искусства, в т.ч. эквилибристы, велофигуристы, групповые жонглеры, акробаты, гимнасты, иллюзионисты, силовые жонглеры, клоуны.

Неотъемлемой частью этого коллектива стали хореографическая группа и музыкальный ансамбль. В итоге своих успешных выступлений коллектив получил звание лауреатов республиканского смотра-конкурса "Творчество юных" в 1970 г. и республиканского смотра "Орлята учатся летать" в 1972 г. Из высших творческих достижений коллектива - лауреат 1-ого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-77 гг.), лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Великой Победы (1983-85 гг.), лауреат II-ого Всесоюзного фестиваля народного творчества (1986-87 гг.), посвященного 70-тилетию Великого Октября. Коллектив - участник многих фестивалей (Минск, 1977 г., Рига - 1989 г., Москва - 1989 г.).

В январе 1966 г. началось строительство нового стационарного цирка в г. Гомеле. Из множества вариантов был выбран типовой проект, разработанный архитекторами А. Кудрявцевым, Ю. Моториным и М. Шульмейстером в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования зрелищнык зданий и спортивных сооружений (г. Москва). Вся необходимая работа для осуществления данного проекта при строительстве цирка в г. Гомеле с разработкой отдельных конструкций и деталей (так называемая "привязка") была проведена сотрудниками Гомельского филиала проектного института "Белгоспроект" под руководством Ш. И. Хинчина (директор филиала, а с 1975 г. - института "Гомельгражданпроект" - А. С. Карамышев). Строительство от начала до конца осуществлял прославленный в городе стройтрест №14 (управляющий - заслуженный строитель БССР О. Е. Писковский).

Вначале из-за нехватки средств и множества других причин строительство шло очень медленными темпами. Практически цирк был выстроен за три года - с 1970 по 1972 гг. Директором строящегося цирка в августе 1970 г. был назначен В. З. Красницкий.

Торжественное открытие нового стационарного цирка состоялось 2 декабря 1972 года. Открытию цирка были посвящены Такие строки:

"Сияет огнями огромное здание,
В лучах, словно в воздухе, купол парит.
Идут, как на праздник, в свой цирк гомельчане,
Где смелость, задор и веселье царит!... "
В. Киеня.

А первое представление по традиции было дано накануне - 1 декабря 1972 г. для строителей, подаривших гомельчанам этот замечательный дворец циркового искусства. Современное задние из отекла и бетона, оснащенное всеми техническими новинками, удобное для зрителей и артистов, по праву украсило центр города. Здание представляет собой композицию, состоящую из нескольких объемов, объединенных одним прямоугольным в плане этажом. В силуэте здание доминирует чашеобразный амфитеатр, перекрытый покатым сферическим куполом. Здесь находится зрелищная часть здания (зал рассчитан на 2000 мест) с манежем и эстрадой, на которой находится оркестр. Основном объем расположен на прямоугольном в плане стилобате, в котором находятся кассовый зал, парадная лестница, служебные, артистические и вспомогательные помещения. Амфитеатр окружен застекленным фойе с выходом на террасу, устроенную на крыше нижнего объема (Гомель. Энциклопедический справочник. Мн., 1991, с.494). Огромное фойе для зрителей на первом этаже полукругом охватывает зрительный зал.

Современный строгий интерьер, из огромных во всю стену окон видна панорама ул. Советской и пл. Восстания. Окна постоянно расписываются, становясь очень оригинальной рекламой. В фойе расположены гардеробы, санузлы, буфеты. Из фойе есть выходы в закулисную часть и кассовый зал. Конструкция цирка позволяет показывать любые самые сложные программы, в т.ч. такие как "цирк на льду", "цирк на воде", иллюзионные аттракционы и уникальные воздушные номера. Полностью в распоряжении артистов - разминочный зал, удобные гримуборные, медпункт и столовая. В закулисной части очень много места отведено для размещения животных - есть просторная конюшня, слоновник, отдельное большое помещение для хищников, обезьянник, собачник. Здесь же закрытое помещение для хранения реквизита и багажа артистов. Кроме того имеется большая морозильная камера для хранения продуктов и рядом с ней отдельная кухня для приготовления пищи животным. Все помещения оборудованы вентиляцией, отоплением и освещением. В цирке в любую пору года можно создать необходимый микроклимат, который обеспечивается мощной установкой для кондиционирования воздуха и вентиляционной системой.

Для зрителей установлены удобные и очень красивые кресла, покрытые винилискожей. Цирк оснащен современной радиоаппаратурой. С учетом хорошей акустики обеспечивается слышимость на каждом месте. Специальный пульт, установленный на техническом этаже, обеспечивает управление всей сложной световой техникой во время представлений и репетиций.

Для строителей города сооружение цирка явилось очень ответственным экзаменом - таких уникальных зданий им до этого возводить не приходилось. Особенно сложным был монтаж купола. Со своей задачей строители справились блестяще. Купол цирка служит не только фоном и экраном для воздушных номеров. Здесь все предусмотрено также для подвески сложной аппаратуры.

Напротив центрального входа в зрительный зал расположен форганг - артистический выход, над которым смонтирована механическая выдвижная лестница. При надобности она может быть использована для различных целей. Вверху зрительный зал опоясан технической галереей, где смонтирована световая аппаратура.

На техническом этаже кроме пульта для управления всей световой аппаратурой расположена кинопроекционная, внутренняя АТС, радиоаппаратная, вентиляционные вамеры и другие технические устройства, обеспечивающие нормальную работу предприятия. Здесь созданы все условия для плодотворной работы артистов и интересного отдыха зрителей.

Оборудование здания дозволяет показывать не только цирковые представления - здесь проходят эстрадные концерты, могут проводиться различные спортивные соревнования, демонстрироваться кинофильмы.

Большая площадь с клумбами вокруг здания служит естественным дополнением в внешнему виду цирка. По свидетельству авторитетных архитекторов здание цирка является выразительным градостройтельным акцентом центра г. Гомеля.

Рядом с цирком 15 октября 1974 г. распахнула свои двери семиэтажная гостиница на 160 мест для артистов, приезжающих на гастроли в наш город. Здесь есть одно- и двухместные номера 1-ой категории со всеми удобствами, а также двухкомнатные номера высшей категории и шесть двукномнатных номеров высшей категории с кухнями. Кроме того, для удобства проживающих в гостинице артистов на каждом этаже имеются отдельные кухни, оборудованные газовыми плитами, столами, холодильниками и т.д.

Первым директором нового стационарного цирка был назначен с декабря 1972 г. опытный и инициативный руководитель, директор передвижного цирка "Янтарь" В.И. Макаров (25.07.1925 г. - 9.02.1982 г.). Это был человек большой широты души, добрый и отзывчивый, пользовавшийся большим уважением и заслуженным авторитетом не только среди коллектива цирка, но и среди всех артистов и работников системы Всесоюзного ордена Ленина объединения "Союзгосцирк". Возглавляя коллектив цирка на протяжении девяти лет он сделал очень многое для развития и популяризации цирко-вого искусства в г. Гомеле.

Следует отметить, что новый стационарный цирк с самого начала своей работы сразу же стал одним из самых любимых мест отдыха гомельчан. За двадцать с лишним лет своей работы проведено 6,2 тысяч представлении, на которых побывало около 10,0 млн. зрителей. Своим искусством гомельчан и гостей нашего города радовали самые известные мастера отечественного цирка: народный артист СССР Карандаш (М. Н. Румянцев), канатоходцы под руководством народного артиста СССР Владимира Волжанского, которому за создание великолепного циркового спектакля "Прометей" первому среди деятелей циркового искусства присуждена государственная премия СССР, конно-акробатический ансамбль "Эхо Азии" под руководством народного артиста СССР Давлета Ходжабаева, акробаты-прыгуны под руководством народного артиста СССР Владимира Довейко, дрессировщики народный артист СССР

Владимир Шевченко и народная артистка Российской Федерации Людмила Шевченко, народная артистка Российской Федерации Тереза Дурова, заслуженные артисты российской Федерации Вальтер Запашный, Юрий Дуров, Эльвина Подчерникова, Юрий Бирюков, иллюзионисты народный артист Российской Федерации Илья Символоков, заслуженные артисты Российской Федерации Игорь Кио, Эмиль Кио, Отар Ратиани, Наталья Милаева, джигиты под руководством народного артиста СССР Хакима Заридова, джигиты-наездники под руководством народного артиста российской Федерации Ирбека Кантемирова, джигиты-каскадеры под руководством заслуженного артиста Российской Федерации Хасанбека Кантемирова, популярные клоуны народные артисты России Андрей Николаев и Юрий Куклачев, заслуженные артисты Российской Федерации Александр Родин, Анатолий Векшин и Константин Васильев, клоунское трио под руководством Петра Толдонова, заслуженные артисты БССР Федор Гулевич и Александр Воронецкий и многие-многие другие яркие мастера циркового искусства.

На манеже Гомельского цирка выступали цирковые артисты Болгарии, Польши, Венгрии, Румынии, Монголии, Чехословакии, Германии.

Будни цирка наполнены полнокровной творческо-производственной деятельностью. Кроме цирковых представлений здесь регулярно проходят концерты известных отечественных и зарубежных мастеров эстрады, устраиваются выставки, организовываются различные вечера отдыха, спортивно-цирковые представления и т.д.

За эти годы создано и вновь восстановлено более восьмидесяти цирковых номеров. Многие из них, отличаясь высоким творческим уровнем и своей самобытностью, стали заметным явлением в цирковом искусстве.

Тематические сюжетные представления, детские цирковые спектакли - неотъемлимая часть творческой жизни коллектива.

Проведены сотни творческих встреч с рабочими промышленных предприятий, со строителями, школьниками, учащимися техникумов, студентами ВУЗов, воинами, работниками органов внутренних дел, в колхозах и совхозах.

С 1992 года впервые в Беларуси начато создание Белорусской цирковой программы, выпущены в эксплуатацию "Танцы на проволоке" в исполнении Сергея Шитова и номер "Акробаты на шестах" под руководством Сергея Васильева. Заканчивается выпуск аттракциона "Медведи на лошадях" под руководством Любови Чепяковой и Вилория Ким и номера "Высшая школа верховой езды" в исполнении Любови Чепяковой.

В цирке трудится большой и слаженный коллектив творческих и производственно-технических работников, способных решать несмотря на существующие проблемы порой очень сложные задачи. И решают! Удачный сплав опыта ветеранов (некоторые из них работают со дня открытия цирка) и энергии молодежи дал возможность коллективу достичь определенных успехов.

Гомельский госцирк по результатам своей творческой и производственной деятельности несколько раз занимал призовые места, а в 1989 году стал победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании среди всех театрально-зрелищных предприятий бывшего Союза. В 1981 году цирку - первому среди всех 69 стационарных цирков - было присвоено почетное звание "Образцовое предприятие Всесоюзного Ордена Ленина объединения "Союзгосцирк". Положительная деятельность коллектива неоднократно отмечалась в Постановлениях коллегии министерства культуры СССР.

После известных событий памятного 1991 года Гомельский госцирк из системы Всесоюзного Ордена Ленина объединения "Союзгосцирк" был передан в ведение Министерства культуры Республики Беларусь. Для коллектива такое переподчинение практически ничего не меняло - основным смыслом своей деятельности как и прежде оставалась полноценная творческо-производственная работа. Однако существующие в Республике сложности и экономические проблемы не могли не коснуться основных сторон жизни коллектива. В связи с этим в целях поиска оптимального выхода из создавшегося положения в феврале 1992 года была проведена необходимая реорганизация и перерегистрация предприятия. Теперь оно называется "Зрелищно-коммерческий комплекс "Гомельский государственный цирк". Это дало возможность за счет значительного увеличения объема и расширения разнообразия оказываемых услуг населению получать столь необходимые дополнительные средства для того, чтобы не повышая существенно цены на билеты сохранить цирковое зрелище в нашем городе для всех слоев потенциальных зрителей.

Известный искусствовед профессор Ю. А. Дмитриев в одной из своих многочисленных работ отмечает: "Цирк утверждает веру в человека, он оптимистичен по своей сути!" (Ю.А.Дмитриев. Культура. 1993 г. 14 августа). А великий режиссер К. С. Станиславский однажды выразился: "Цирк - это самое прекрасное место в мире!".

Хозяйственно-экономические изменения в жизни республики, творческая эволюция циркового искусства и духовная эволюция зрителей - все это даёт возможность считать с относительной долей оптимизма, что цирковое искусство в г. Гомеле будет и впредь развиваться и совершенствоваться во благо и на радость своих искренних поклонников - многочисленных зрителей.

Генеральный директор Зрелищно-коммерческого комплекса "Гомельский госцирк" Я. М. ЛОБОВИЧ

  ПРЕДЫДУЩАЯ    BBEPX    СЛЕДУЮЩАЯ  
gomel-circus.byПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 337782 E-mail: adm@gomel-circus.by