03
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК: Материалы из архива
[   ПРЕДЫДУЩАЯ  ] [  СЛЕДУЮЩАЯ   ]

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГОРОДСКОЙ ЭКСКУРСИИ

История развития циркового искусства уходит в глубокую древность и связана с бытом и традициями людей. Устное народное творчество донесло до наших дней яркость и мастерство спортивно-цирковых и театральных выступлений, которые устраивались на городских площадях в древности. Зрелищные мероприятия пользовались популярностью во многих странах, о чем свидетельствуют памятники истории и архитектуры.

Цирковые представления были известны в Древнем Египте, Греции, Византии и других странах. В архитектуре Рима сохранились эллипсообразные ипподромы (цирки), где происходили бега колесниц, а между заездами выступали жонглеры, акробаты, клоуны. На фресках собора Св.Софии в Киеве (1037 г.) уцелело изображение амфитеатра. Фрески собора запечатлели сцены с участием борцов, музыкантов, эквилибристов; соревнования на лошадях, выступления дрессировщиков.

Значительную роль в развитии циркового искусства сыграли бродячие артисты: жонглеры во Франции, шпильманы в Германии, франты в Польше, скоморохи в России. Ярмарки и ежегодные праздники не обходились без их забав. Эксцентричность, задор и веселье праздникам придавали выступления самодеятельных артистов и профессионалов. В архивах Москвы сохранились документы о выступлении Григория Иванова из Рязани, который в 1619 году представлял в столице номер с дрессированным львом. Его называли профессиональным укротителем хищников. Высоким мастерством были отмечены представления артистов, которые в 1625 и в 1626 г.г. показывали царю "слоновую потеху".

Яркими и запоминающими были выступления в передвижных цирках-шапито (фр. chapiteau - колпак, капитель). Небольших размеров сборные конструкции быстро поднимались с помощью высоких центральных мачт и боковых стоек, на которые натягивался брезентовый шатер. Внутри располагались места для зрителей, манеж, закулисные помещения. Работа в цирках-шапито способствовала формированию цирковых трупп.

В 1780 году в Лондоне кавалерийский капрал в отставке Филипп Астлей построил амфитеатр и стал приглашать .для выступлений дрессировщиков, акробатов, жонглеров и клоунов. Амфитеатр Ф.Астлея считается первым в мире стационарным цирком. Спустя два года фейерверком было открытие амфитеатра в Париже. А в 1824 году ученик Ф.Астлея - Ж.Турниер с труппой прибыл в Петербург и получил "особое дозволение" на постройку циркового здания. Первый стационарный цирк в России был открыт 11 декабря 1827 года. Посещение цирка было доступным для всех слоев населения и стало любимым занятием публики в выходные дни.

Что же это за искусство - цирк?

Если заглянуть в словарь, то можно прочесть следующее: "Цирк – обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей и пр., которые решаются средствами цирковой выразительности" (А.Шнеер, Р.Славинский Цирк, М., 1979г., с.358).

Слово "цирк" происходит от латинского "circus", что буквально означает "круг". Связано это с производственной площадкой в цирке, где проходят представления. Площадка представляет собой круг диаметром от 11 до 13 метров и называется "арена" (лат. arena букв. - песок) или "манеж" (франц. manege).

Круглая форма и стандартный размер манежа, установленные впервые в 1807 г. в парижском цирке Л. и Э. Франкони, окончательно утвердились в мировом цирке в 1-ой половине 19 века. Они были обусловлены требованиями конно-акробатических номеров и номеров конной дрессировки: в этих условиях наезднику, стоящему на крупе лошади, легче удерживать равновесие и выполнять трюки, а дрессировщику - управлять с помощью шамбарьера (от франц. chambriere - манежный бич) - длинного хлыста на гибкой рукоятке - лошадьми, находящимися у барьера манежа.

Установленный размер циркового манежа позволяет давать представления в любом цирке, не прибегая к переустройствам. К размерам манежа приспособлена цирковая аппаратура. Поверхность манежа состоит из выровненной смеси песка, сухой глины и древесных опилок. С конца 50-х г.г. манеж цирков стали покрывать толстым слоем (до 45мм) пористой резины, а верхний слой (до 20мл) - каучуковым покрытием.

При возведении цирковых зданий учитываются все особенности этого сложного вида искусства. Архитектурное решение стационарных цирков является украшением многих городов. В Краснодаре, Ставрополе, Челябинске, Гомеле, Запорожье цирки построены по типовому проекту Центрального НИИ экспериментального проектирования зрелищных и спортивных сооружений (г. Москва). Куполообразные цирковые строения удачно вписались в архитектуру современных городов.

Проект здания цирка для постройки в Гомеле.
Проект здания цирка
для постройки в Гомеле
С 1972 г. центр нашего города украшает современное здание, сооруженное по проекту А.Кудрявцева, Ю.Моторина, М.Шулъмейстера (г. Москва). Воплощение данного проекта и т.наз. "привязку" проводили сотрудники Гомельского филиала проектного института "Белгоспроект" под руководством Ш.И.Хинчина. Строительные работы выполнял трест № 14 (управляющий - заслуженный строитель БССР Е.Писковский).

Архитектурная композиция объекта состоит из нескольких объемов. Основание здания решено в виде одноэтажного стилобата (от греч.слова кап. плита под колонами), в котором размещены служебные, вспомогательные помещения и артистические комнаты, вестибюль и гардеробы. Доминирующим в силуэте здания является покатый сферический купол над чашеобразным амфитеатром почти на 2000 мест (1856 мест). Особенности конструкции здания позволяют демонстрировать любые сложные программы, в т.ч. такие как "Цирк на льду", "Цирк на воде" и. т.д. Кроме спортивно-цирковых представлений, площади используются для проведения выставок, ярмарок и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Возведение цирка способствовало формированию целостного ансамбля, который отличается хорошо продуманным масштабом и архитектурно-художественным оформлением. На небольшой площади удачно размещена 7-этажная гостиница для артистов, стоянка для автотранспорта, бар "Шапито", бассейн с фонтанами, террасы с лестничными пролетами, рекламные щиты, газоны, цветники. Цирковой комплекс придает своеобразие архитектурному облику нашего города.

Сияет огнями огромное здание,
В лучах, словно в воздухе, купол парит,
Идут, как на праздник, в свой цирк гомельчане,
Где смелость, задор и веселье царит!
В. Киеня.

2 декабря 1972 года состоялось торжественное открытие стационарного цирка в Гомеле. Для первых зрителей, среди которых были строители этого комплекса, свою программу подготовили мастера Белорусского циркового коллектива.

В истории Гомельского госцирка есть имена и события, которые способствовали популяризации этого вида творчества. В архивных документах сохранилось упоминание о цирковом представлении, которое проходило на Базарной площади. "Здесь возводили временные балаганы, где за небольшую плату можно было посмотреть цирковую программу. Вокруг балаганов размещались различные аттракционы, раскладывали свои реквизитные приспособления фокусники, выступали уличные акробаты, жонглеры ... ".

Первый цирк в Гомеле был построен в 1890 г. частным предпринимателем И.Слободовым на Конной площади (ныне - место Центрального рынка). В цирке И.Слободова выступали артисты с мировым именем: труппа К Мумино (1896 г.), цирк А.Девинье /(1901г.), "Русский колизей" Ф.Дурова (1909 г.), китайско-японская труппа Далай-Ламы (1910 г.), "Декаданс" из Двинска (1913 г.). Выступления заезжих артистов собирали большое количество зрителей и находили отклики на страницах местной прессы. Газета "Полесская мысль" от 14.06.1909 г. следующим образом охарактеризовала выступления в цирке: "Труппа производит весьма благоприятное впечатление, причем весьма крупную величину составляет сам директор цирка Лапиадо - великолепный атлет, легко и свободно демонстрирующий ряд трудных номеров. В труппе имеются три китайца, номера которых нравятся публике. Недурны и музыкальные клоуны труппы".

Цирковая постройка использовалась для проведения концертов, конкурсов, спортивных соревнований. Высокие отзывы получили соревнования по греко-римской борьбе. Особый интерес у зрителей вызвал "Конкурс красоты атлетического телосложения на приз "Золотой жетон" по присуждению публики", который проводился среди профессиональных спортсменов.

Вплоть до революционных событий 1917 г. цирк приносил немалые доходы его владельцу, так как был любимым местом проведения свободного времени горожанами и пользовался особой популярностью.

Здание цирка в Гомеле в 1920-е годы
В 1926 году в городе построено было новое деревянное здание цирка по ул. Комсомольской (ныне - пр.Ленина). Парадный вход в цирк был украшен деревянной резьбой и удачно выделялся среди фасадов других зданий. Фотографы того времени запечатлели внешний вид здания с центральной улицы города (ксерокопия пр.), сейчас на этом месте построен магазин "Рубин" и городская библиотека им. Герцена. В этом цирке побывали многие цирковые труппы из России. Художественным руководителем был назначен организатор цирковой деятельности К.Лебедев.

В нашем городе родились известные мастера циркового искусства - заслуженный артист БССР Анатолий Вязов, первая женщина-иллюзионистка Клео Доротти (Клавдия Карасик), выдающийся акробат Павел Марьянков, прыгун Виктор Родзянко, клоун Леонид Волчок и другие.

Много радостных минут подарил зрителям цирк в то время. С 1939 г. в нем давали спектакли артисты драматического театра, т.к. в 1932 г. здание было передано третьему после г. Минска и г. Могилева Государственному театру республики (БГТ-3). При обороне города в августе 1941 г. здание сгорело.

После войны в городе работали передвижные цирки-шапито. Журнал "Советский цирк" в 1962 г. писал: "В Гомеле на цирковых представлениях побывала большая половина населения. Гомельчане требовательные и внимательные зрители".

Одновременно с выступлениями профессиональных артистов еще до Великой Отечественной войны в городе зародилось и успешно развивалось самодеятельное цирковое искусство.

В 1937 г. во Дворце культуры железнодорожников им. В. И. Ленина из акробатической группы В.Володиным был создан цирковой коллектив.

А.З.Гинзбург
А. З. Гинзбург
В 1951 г. руководителем коллектива стал один из основоположников белорусской акробатики мастер спорта СССР заслуженный тренер БССР А.З.Гинзбург (29.05.1923 г.-8.03.1988 г.). Под руководством этого большого энтузиаста самодеятельного циркового искусства коллективу в 1965 году было присвоено почетное звание "народный".

С 1976 г. по 1990 г. руководителем этого циркового коллектива являлся М.М.Брук - ученик и воспитанник А.З. Гинзбурга.

В программе выступлений коллектива были номера акробатов-прыгунов, эквилибристов на вольностоящих лестницах, жонглеров, танц-группы, клоунской группы и т.д.. Были подготовлены и показаны тематические программы "Молодость рапортует", "Сильные, ловкие, смелые" и др. Этот самодеятельный коллектив всегда отличался высоким творческо-профессиональным уровнем. Он стал дипломантом 1-ого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975-1977 г.г.), Лауреатом II-го Всесоюзного фестиваля народного творчества (1986-87г.г.), посвященного 70-летию Великого Октября.

Коллектив очень много выступал в республике, а отдельные его номера показывали свое мастерство и за рубежом.

В 1961 году во Дворце культуры стеклозавода им. М.В.Ломоносова из небольшого кружка оригинального жанра В.А.Абель (2.04.1941 г.-9.11.1985 г.) создал цирковой коллектив, позднее превратив его в настоящую студию самодеятельного циркового искусства с коллективом занимающихся до 150 человек. В 1982 г. этот коллектив стал Лауреатом премии Ленинского комсомола.

В. А. Абель
В. А. Абель
С 1985 г. после его гибели руководителем стала дочь В.А.Абеля - Т.В.Абель.

В многочисленных выступлениях коллектива в различных городах бывшего СССР, на стройках, перед моряками Балтийского флота" на Севере, а также в Болгарии, Австрии и т.д. принимали участие представителя различных жанров циркового искусства, в т.ч. эквилибристы, велофигуристы, групповые жонглеры, акробаты, гимнасты, иллюзионисты, силовые жонглеры, клоуны.

В итоге своих успешных выступлений коллектив получил звание Лауреатов республиканского смотра-конкурса "Творчество юных" в 1970 г. и республиканского смотра "Орлята учатся летать" в 1972 г.

Из высших творческих достижений коллектив - Лауреат I-ого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1973-77г.г.), Лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Великой Победы (1983-85 г.г.), Лауреат II-ого Всесоюзного фестиваля народного творчества (1986-87г.г.), посвященного 70-летию Великого Октября.

Стационарный цирк в г.Гомеле с самого начала своей работы сразу же стал одним из любимых мест отдыха гомельчан. За двадцать пять лет своей работы проведено 7,5 тысяч представлений, на которых побывало около 11,0 млн. зрителей. Своим искусством гомельчан и гостей нашего города радовали самые известные мастера отечественного цирка народный артист СССР Карандаш (М.Н.Румянцев), канатоходцы под руководством народного артиста СССР Владимира Волжанского, которому за создание великолепного циркового спектакля "Прометей" первому среди деятелей циркового искусства была присуждена государственная премия СССР, конно-акробатический ансамбль "Эхо Азии" под руководством народного артиста СССР Давлета Ходжабаева, акробаты-прыгуны под руководством народного артиста СССР Владимира Довейко, дрессировщики народный артист СССР Владимир Шевченко, народная артистка России Тереза Дурова, народный артист России Вальтер Запашный, заслуженный артист России Юрий Дуров, иллюзионисты народные артисты России Игорь Кио, Эмиль Кио, джигиты-наездники под руководством народного артиста России Ирбека Кантемирова, джигиты-каскадеры под руководством заслуженного артиста России Хасанбека Кантемирова, популярные клоуны народные артисты России Андрей Николаев и Юрий Куклачев и многие другие яркие мастера циркового искусства.

На манеже Гомельского госцирка выступали цирковые артисты из Болгарии, Польши, Венгрии, Румынии, Монголии, Чехии, Германии, Китая, Югославии и других стран.

Будни цирка наполнены полнокровной творческо-производственной деятельностью. Кроме цирковых представлений здесь регулярно проходят концерты самых известных мастеров эстрады, устраиваются выставки, организовываются различные вечера отдыха, спортивно-цирковые представления и т.д.

За эти годы создано и вновь восстановлено около девяноста цирковых номеров. Многие из них, отличаясь высоким творческим уровнем и своей самобытностью, стали заметным явлением в цирковом искусстве.

Тематические сюжетные представления, детские цирковые спектакли - неотъемлемая часть творческой жизни коллектива.

Проведены сотни творческих встреч с рабочими промышленных предприятий, со строителями, школьниками, учащимися техникумов, студентами ВУЗов, воинами, работниками органов внутренних дел, в колхозах и совхозах.

С 1992 года впервые в Беларуси начата подготовка номеров для Белорусской цирковой программы. Выпущены в эксплуатацию "Танцы на проволоке" в исполнении С.Шитова и номер "Акробаты на шестах" под руководством С.Васильева, аттракцион "Медведи на лошадях" под руководством Л.Чепяковой и В.Ким, номер "Высшая школа верховой езды" в исполнении Л.Чепяковой, "Игра с хула-хупами" в исполнении И.Саввиной.

В цирке трудится большой и слаженный коллектив творческих и производственно-технических работников, способных решать весьма сложные задачи.

Сплав опыта ветеранов (некоторые из них работают со дня открытия цирка) и энергии молодежи дал возможность коллективу достичь определенных успехов.

Гомельский госцирк по результатам своей творческой и производственной деятельности несколько раз занимал призовые места, а в 1989г. стал победителем во Всесоюзном соревновании среди всех театрально-зрелищных предприятий бывшего СССР. В 1982 году цирку - первому среди всех 69 стационарных цирков - было присвоено почетное звание "Образцовое предприятие Всесоюзного ордена Ленина объединения "Союзгосцирк".

После 1991 года Гомельский госцирк из системы В/О "Союзгосцирк" был передан в ведение Министерства культуры Республики Беларусь. Была проведена необходимая реорганизация и перерегистрация предприятия. С 1997 г. оно называется "Зрелищно-культурный комплекс "Гомельский государственный цирк". Это дало возможность значительно увеличить объемы и расширить сферу услуг, сохранив при этом основной вид деятельности - цирковое зрелище в нашем городе.

Известный искусствовед Ю.А.Дмитриев в одной из своих многочисленных работ отмечает: "Цирк утверждает веру в человека, он оптимистичен по своей сути!". А великий режиссер К.С.Станиславский однажды выразился: "Цирк - это самое прекрасное место в мире!".

Добро пожаловать в цирк!

  ПРЕДЫДУЩАЯ    BBEPX    СЛЕДУЮЩАЯ  
gomel-circus.byПРИГЛАШАЕМ!АФИШАБИЛЕТЫНАШ ЦИРКГОСТИНИЦАФОТОГАЛЕРЕЯ
© УК ЗКК «Гомельский госцирк»
ул. Советская 27, 246050 г. Гомель, Беларусь Тел.: +375 (232) 719907 E-mail: adm@gomel-circus.by